«Ключ к жизни»
Несмотря на неоспоримые успехи технологии обучения, вклад Л. Рона Хаббарда в область образования этим не ограничивается. Наше описание не будет полным без упоминания его курса «Ключ к жизни». История создания курса даёт яркое представление о подходе Л. Рона Хаббарда к проблемам общества и о широко распространившемся кризисе образования в 1960-е и 1970-е годы.
Как справедливо полагал Л. Рон Хаббард, в течение последних десятилетий ХХ века три фактора значительно ухудшили нашу способность к общению. Прежде всего, пренебрежение чтением, письмом и грамматикой в новых системах обучения привело к падению общего уровня образования. Это усугубилось появлением телевидения и, в частности, привычкой многих матерей усаживать детей перед телевизором и подвергать их воздействию непрерывного потока картинок, который служит им одновременно и привязью, и нянькой. И наконец, особенно в 60-е годы, бич наркомании ещё сильнее притупил умы телевизионного поколения. Всё это привело к тому, что целые поколения утратили способность понимать или передавать информацию. Более того (и это стало причиной обращения Л. Рона Хаббарда к назревшей проблеме), учащиеся 60-х и 70-х годов оказались неспособны применять предложенные им ранее методики обучения по той простой причине, что не понимали базовой структуры самого языка. Не стоит и говорить, что проблема лишь усугубилась с изобретением беспроводной связи, в результате чего язык был сведён к односложному сленгу. Поэтому не без оснований Л. Рон Хаббард так точно предвидел, что целые поколения окажутся «вне общения».
Человеку, который действительно понимает то, что читает и слышит, который может сделать так, чтобы другие понимали его, жизнь открывается во всей полноте. С другой стороны, в той степени, в какой он не может выразить себя или добиться, чтобы другие его понимали, жизнь для него закрыта. Этому и посвящён курс «Ключ к жизни». Проходя его, человек избавляется от причин неспособности ясно понимать то, что он читает, пишет или слышит, а кроме того, он обретает способность изъясняться так, чтобы его понимали другие.
«Если определить грамматику как способ организации слов в устную и письменную речь для точной передачи мыслей, идей и значений между людьми, учащиеся будут страстно желать изучить её и не будут думать, будто их изводит „профессор“, который сам не может говорить и не может общаться.
Грамматика – это то, что необходимо людям, чтобы понимать и быть понятыми, вот и всё».
Л. Рон Хаббард
Центральное место в курсе занимает взгляд на язык как на средство передачи мыслей, а не как на какое-то нагромождение слов, которые грамматисты расставляют в нужном порядке. Слова рассматриваются не как некие реликвии, которые нужно расчленять и классифицировать ради них самих, а как инструменты, которыми нужно пользоваться. Таким образом, Л. Рон Хаббард предлагает радикально новый взгляд на английскую грамматику, которую следует изучать не как свод правил, а как способ организации слов для точной передачи мыслей и идей между людьми.
Взгляды Л. Рона Хаббарда на этот предмет изложены в пособии под названием «Новая грамматика». Он отмечает, что если простой человек не имеет ясного представления о грамматике, то это потому, что сам предмет традиционно туманен. Действительно, в руках грамматистов, оперирующих головоломными схемами предложений, предмет этот стал крайне авторитарным. В нём настолько сильна власть мнений, что Рон не мог найти стандартный учебник по грамматике, который не противоречил бы другим учебникам.
Это и послужило причиной создания «Новой грамматики». В ней не просто содержится новое объяснение грамматики – самому этому предмету даётся совершенно другое определение, чтобы его можно было применять в повседневной жизни. Л. Рон Хаббард ни много ни мало отнял английскую грамматику у «авторитетных учёных» и вернул её простым людям. Для этого он очистил её от всего произвольного, противоречивого и просто бессмысленного. Вместо этого он предложил легко доступное пониманию изложение основ языка в том виде, в котором он действительно используется, что помогает лучше им овладеть.
С той же целью Рон даже снабдил текст иллюстрациями, объясняющими всё, что учащимся обычно трудно понять в письменной форме. Все материалы курса «Ключ к жизни» иллюстрированы, поскольку Л. Рон Хаббард рассуждал так: «Как можно объяснить учащемуся значение слова, если он не понимает те слова, при помощи которых вы пытаетесь его учить?» Поэтому определения понятий в «Новой грамматике» и в других пособиях курса даются именно с помощью иллюстраций.
Результатом стала работа, в которой мастерски разъясняется структура английского языка с целью улучшить и обогатить общение. Доцент кафедры философии языка Американского университета в Вашингтоне Дэвид Родьер сказал: «Эта книга делает грамматику лёгкой. Она помогает людям понять те основные «кирпичики», из которых строится английский язык, а также понять, как использовать эти кирпичики, для того чтобы лучше общаться, выражать свои мысли и понимать то, что читаешь. Лишь профессиональный писатель, тонко чувствующий язык, мог бы предложить такой новаторский подход к грамматике. Лишь такой писатель увидел бы в грамматике не множество ограничивающих правил, а множество возможностей для выражения мысли и действия». В заключение он заявляет: «Это блестящая книга, созданная блестящим умом. По существу, это революция в мышлении».
«Эта книга делает грамматику лёгкой. Она помогает людям понять те основные „кирпичики“, из которых строится английский язык, а также понять, как использовать эти кирпичики, для того чтобы лучше общаться, выражать свои мысли и понимать то, что читаешь. Лишь профессиональный писатель, тонко чувствующий язык, мог бы предложить такой новаторский подход к грамматике. Лишь такой писатель увидел бы в грамматике не множество ограничивающих правил, а множество возможностей для выражения мысли и действия. Это блестящая книга, созданная блестящим умом. По существу, это революция в мышлении».
Дэвид Родьер, доцент кафедры философии языка Американского университета в Вашингтоне
Не менее высокой оценки заслуживает и второй ключевой учебник Л. Рона Хаббарда – «Определения коротких общеупотребительных слов». Эта работа также основана на выделении базовых языковых единиц. Оно состоит в том, что главная помеха в понимании смысла предложения заключается не в длинных малоизвестных словах, а в самых простых, таких как «к» и «это». Это наблюдение может показаться незначительным. На самом деле это не так. Хотя все могут прочитать и произнести фразу «прямой, как стрела», многие неспособны дать правильное определение слова «как» и потому не достигают полного понимания. Чтобы лучше понять суть проблемы, достаточно открыть обычный словарь и посмотреть различные определения этого слова. Они могут удовлетворить лингвиста, но никак не простого человека. Это наблюдение подтвердили результаты исследования, проведённого Л. Роном Хаббардом в конце 1970-х годов среди выпускников колледжей. Они не могли дать определения даже простейших предлогов. Следовательно, даже читая книги для собственного удовольствия – например, лёгкие романы, – люди не понимают прочитанного полностью. Отсюда заключение Рона о том, что причина неспособности людей к эффективному общению состоит не в отсутствии так называемого «богатого словарного запаса», а в непонимании «кирпичиков», на которых должен строиться запас слов.
Именно для достижения полного понимания основных «кирпичиков» английского языка и предназначена книга Л. Рона Хаббарда «Определения коротких общеупотребительных слов». Л. Рон Хаббард даёт определения шестидесяти наиболее употребительных английских слов, используя иллюстрации для того, чтобы учащимся было легко их понять.
«Ваша цель при обучении – научить человека находить, усваивать, использовать, вырабатывать и передавать знания. К этому сводятся все этапы обучения, и это нужно выполнять, если вы действительно пытаетесь кого-то обучить».
Чтобы учащийся смог впоследствии расширять на этой основе свой словарный запас, Л. Рон Хаббард предлагает книгу в картинках «Как пользоваться словарём». В тексте содержатся краткие объяснения фонетических знаков, знаков препинания, сокращений и многого другого. Изучение этого является решением проблемы, которая во многих американских учебных программах просто игнорируется: открыв любой словарь, даже детский, сразу сталкиваешься с терминологией и специальными обозначениями, которые мало кому известны и которым не даётся должного объяснения. Следовательно, учащиеся не владеют даже первичными средствами, необходимыми для понимания языка. А потому Л. Рон Хаббард предлагает решение и этой проблемы.
Таким образом, перечисленные пособия дают учащемуся истинный ключ к английскому языку – твёрдое знание языковой структуры и умение наиболее эффективно пользоваться языком для оптимального общения и лучшего понимания. Мы видим, что достижения Л. Рона Хаббарда в области образования открывают реальный путь к революции в обучении.