«Что такое величие?»
Статья Л. Рона Хаббарда
Конфликт или терпимость? Сотрудничество или противостояние? Любовь или ненависть? – вот вопросы, встающие как в повседневной жизни, так и в международных отношениях. В этой статье, вышедшей весной 1966 года, Л. Рон Хаббард рассматривает вопрос: когда человека ненавидят, как он может быть счастливым?
Самое трудное для человека – это продолжать любить своих ближних, вопреки всем причинам, по которым их любить не следует.
И настоящий признак душевного здоровья и величия – продолжать любить.
У того, кто способен на это, большое будущее.
У того, кто не способен, – лишь скорбь, ненависть и отчаяние; и это не то, из чего состоит душевное здоровье, счастье, величие.
Основная ловушка – поддаться искушению и ненавидеть.
Есть те, кто отводит для вас роль своего палача. Иногда – ради безопасности других – необходимо действовать. Но в то же время нет необходимости ненавидеть этих людей.
Выполнять свою работу, не гневаясь исступлённо на других – тех, кто стремится помешать, – знак величия и душевного здоровья. И лишь тогда вы можете быть счастливы.
Стремление достичь любого желаемого качества – это благородное стремление. То качество, которого труднее всего достичь и более всего необходимо достичь, – это любовь к ближним, несмотря ни на какие искушения не любить их.
Если и существует некое качество, присущее святому человеку, то способность прощать им не является. «Прощая», вы допускаете, что поступок злой. Нет причин допускать это. Кроме того, вам придётся назвать поступок злом, чтобы простить его. «Прощение» – это действие намного более низкого порядка, это, скорее, вид осуждения.
Подлинное величие просто остаётся неизменным вопреки тем плохим действиям, которые были совершены по отношению к человеку, и человек, обладающий подлинным величием, любит своих ближних, потому что понимает их.
В конце концов, все они в одной и той же ловушке. Некоторые её не замечают, некоторые, попав в неё, сходят с ума, некоторые уподобляются тем, кто их предал. Но все, все они в одной и той же ловушке: и генералы, и дворники, и президенты, и сумасшедшие. Они действуют так, как они действуют, потому что они все подвергаются тому же самому жестокому давлению со стороны этой вселенной.
Некоторые из нас подвергаются этому давлению и всё же продолжают выполнять свою работу. Другие давно уже сдались и сейчас неистовствуют, причиняют страдания и при этом расхаживают с важным видом, как ненормальные, каковыми они и являются.
Мы можем, по крайней мере, осознать тот факт, что ни жестокие войны, ни известность не приводят к величию. Сохранение человеком личной порядочности, постоянное оказание помощи другим людям, что бы они ни делали, что бы они ни думали и ни говорили, несмотря на любые жестокие действия, совершаемые по отношению к нему, верность своему курсу действий без изменения общего отношения к людям – вот что ведёт к величию.
В этом смысле подлинное величие определяется абсолютной мудростью. Они поступают так, как они поступают, потому, что они являются теми, кем они являются, – существами, пойманными в ловушку и раздавленными непосильным бременем. И если они помешались из-за этого, и если они приказывают стереть с лица земли целые нации, прибегая к ошибочным объяснениям, – всё равно вы в состоянии понять, почему так происходит, а также понять, до какой степени доходит их помешательство. Зачем же вам меняться и начинать ненавидеть по той лишь причине, что другие утратили самих себя и их собственная судьба слишком жестока, чтобы они могли посмотреть ей в лицо?
Справедливость, милосердие, прощение – всё это не является важным по сравнению со способностью не меняться, несмотря на провокации или требования, побуждающие к этому.
Вы должны действовать, вы должны поддерживать порядок, и вы должны оставаться порядочным. Но не нужно ненавидеть или стремиться отомстить.
Это правда, что люди нравственно неустойчивы и совершают плохие поступки. Человек в основе своей хороший, но может совершать плохие поступки.
Он поступает плохо только тогда, когда его действия, направленные на обеспечение порядка или безопасности других людей, совершаются с ненавистью, или когда дисциплина, которую он устанавливает, направлена на обеспечение лишь его собственной безопасности, без учёта чьих-либо ещё интересов, или, что ещё хуже, когда он действует исходя лишь из того, что ему нравится быть жестоким.
Не поддерживать вообще никакого порядка – безумие. Достаточно лишь взглянуть на вещи, которые принадлежат безумцу или которые его окружают, чтобы это осознать. Способные люди поддерживают хороший порядок.
Когда жестокость во имя поддержания дисциплины преобладает в каком-либо народе, это означает, что народ научили ненавидеть. И он обречён.
Чему действительно нужно научиться, так это любви.
Тот, кто хочет идти по жизни, оставаясь целым и невредимым, должен усвоить это. Никогда не используйте то плохое, что было сделано вам, как основание для ненависти. Никогда не желайте мести.
Нужно быть по‑настоящему сильным, чтобы любить людей. И любить их, вопреки всем искушениям поступать иначе, всем провокациям, всем причинам, по которым их любить не следует.
Счастье и сила продолжают существовать только при отсутствии ненависти. Одна лишь ненависть – это путь к беде. Любовь – это путь к силе. Любить, несмотря ни на что, – вот секрет величия. И очень даже может быть – величайший секрет в этой вселенной.